ООО ФКГ Развитие 2000, Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Круглый стол по вопросам госзакупок

Солонин Константин Викторович - заместитель руководителя управления, Белобородов Максим Владимирович - преподаватель, член Общественной палаты Приморского края IV созыва 2023-2026 г.г. Кандидат экономических наук, доцент частно-правовых наук и учащиеся курса: "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ)


25 апреля 2025 года прошел круглый стол, посвященный обсуждению вопросов, связанных с применением 44-ФЗ и практикой работы по контролю в Сахалинской области. В мероприятии приняли участие: Солонин Константин Викторович - заместитель руководителя управления, Белобородов Максим Владимирович - преподаватель, член Общественной палаты Приморского края IV созыва 2023-2026 г.г. Кандидат экономических наук, доцент частно-правовых наук, заказчики и участники закупок проходящие обучение в ООО ФКГ Развитие 2000.

Обсуждение началось с темы обучения заказчиков и участников закупок. Участники отметили важность повышения квалификации и переподготовки, особенно в условиях удаленной работы. Было подчеркнуто, что дистанционное обучение помогает участникам закупок быть в курсе последних изменений в законодательстве и улучшает их профессиональные навыки.

Далее перешли к обсуждению национального режима. Представители ФАС разъяснили, что пока жалоб на процедуры, связанные с применением национального режима, не поступало. Однако были даны разъяснения от центрального аппарата ФАС, которые помогут участникам закупок лучше ориентироваться в этой области. Так, в декабре прошлого года внесены изменения в статью 14 Федерального закона о Контрактной системе и принято Постановление Правительства РФ № 1875, которыми установлены новые требования в отношении поставок из государств, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный в 2015 году и в него входят Россия, Армения, Казахстан, Белоруссия и Киргизия.
По замыслу законодателя с текущего года ПОЛНОСТЬЮ ЗАПРЕЩЕНО закупать товары 151 наименования (одежда, обувь, бумага, автотранспорт, механизмы, электроприборы, пластмасса, медицинская мебель и лекарства (Приложение № 1).
В Приложением №2 к Постановлению Правительства перечислены товары 465 наименований, в отношении которых введено ограничение и их можно закупать при отсутствия аналога в России, с существенным понижением цены. Под ограничения попали строительные и лакокрасочные материалы, канцелярские принадлежности, удобрения, химические реактивы, автошины, изделия из резины и пластика, электрический инструмент, лифтовое оборудование, спортивное оружие и боеприпасы, инвентарь для спорта и музыкальные инструменты, оптическое и медицинское оборудование, мясо всех видов, овощи, фрукты, молочные продукты и вино.

Участники активно обсуждали процедуры обжалования и типичные ошибки, возникающие в процессе закупок. Было отмечено, что многие жалобы связаны с формальными нарушениями, которые можно избежать при внимательном заполнении документов. Участники поделились опытом и дали рекомендации по предотвращению подобных ошибок.

Одной из ключевых тем обсуждения стали проблемы, связанные с указанием товарных знаков в заявках участников. Участники обсудили, как это влияет на оценку заявок и какие последствия могут возникнуть при неправильном указании товарного знака. Были приведены примеры из практики, когда неправильное указание товарного знака приводило к отклонению заявок.
Представители ФАС поделились практикой работы по контролю за соблюдением 44-ФЗ в Сахалинской области. Были приведены примеры из практики, которые иллюстрируют, как ФАС реагирует на жалобы и нарушения в сфере закупок. Участники обсудили, как ФАС взаимодействует с заказчиками и участниками закупок в случае выявления нарушений.

Отдельное внимание было уделено вопросам, связанным с подтверждением отсутствия судимости у главного бухгалтера при закупках продуктов питания. Участники обсудили, как правильно оформлять документы и какие требования предъявляются к участникам закупок в этой сфере. Были даны рекомендации по подготовке документов и предотвращению ошибок.

Обсуждалась возможность пролонгации контрактов с монополистами и как это влияет на процесс закупок. Участники отметили, что пролонгация возможна, если это предусмотрено в договоре, но важно учитывать отсутствие конкуренции в таких случаях. Были даны рекомендации по правильному оформлению договоров и предотвращению нарушений.

Представители ФАС обсудили взаимодействие с прокуратурой и проведение совместных мероприятий. Было отмечено, что прокуратура активно участвует в контроле за соблюдением законодательства в сфере закупок. Участники поделились опытом взаимодействия с прокуратурой и обсудили, как это влияет на работу участников закупок.

Участники обсудили проведение плановых и внеплановых проверок по закупкам. Было отмечено, что внеплановые проверки проводятся в случае выявления нарушений, и ФАС активно реагирует на жалобы и обращения участников закупок. Участники поделились опытом прохождения проверок и дали рекомендации по подготовке к ним.

Круглый стол стал площадкой для обмена опытом и разъяснениями по различным аспектам закупок, что поможет участникам лучше ориентироваться в сложных вопросах, связанных с применением 44-ФЗ. Участники отметили важность таких мероприятий для повышения уровня знаний и компетенций в сфере закупок.